СМИ о нас

В каждом предмете - капля истории

«Было мне лет 6-7. Жили мы в доме за театром кукол. Зовёт меня мама «Саша, иди сюда. Посмотри, как там мальчик играет. Познакомься с ним».

Ну, ладно. Подошел. Батюшки! У него оловянные солдатики. В то время это была такая редкость… Потом мне попалась книжка Куна «Мифы и легенды Древней Греции». С этого и началась любовь к истории. К сожалению, профессионального историка из меня не получилось. Получился историк-любитель…»

Это о себе Александр Тимофеевич Федотов, руководитель  исторического клуба «Искатель» (при ДЮЦ), рассказал. Довелось на днях познакомиться с его богатой коллекцией. Точнее, с небольшой ее частью.

-Кое-что,- говорит Александр Тимофеевич,- мальчишки принесли. Таскают всякую всячину. Одних бутылок притащили дюжину. Две, например, из-под тридцатиградусной водки «Рыковки». Её начали выпускать в 1925-м, после отмены «сухого закона». В «Собачьем сердце» Борменталь и Преображенский как раз ее пьют за обедом.

Одна стоечка – медицинская. Здесь и бутылочки из-под лекарств, и баночки из-под мазей, сумочка санитарки и средства гигиены, которыми пользовались в наших медсанбатах и госпиталях. Всё подлинное. Много моделей авиации, автомобилей, танков. Есть и бытовые предметы: советские часы со знаком качества, керосиновые лампы, чугунок, мундштук, зажигалки. Под стеклом лежат медали, наградные кресты.

-Интереснейшая медаль,- показывает Александр Тимофеевич, - овальная. Она германская, выдавалась участникам Первой мировой войны. Ополченские кресты. Этот крест в первую мировую давали православным, а этот многоугольник- всем остальным… Икона. У каждого полка была своя икона. Обычно ее носил на груди знаменосец. Солдатский оберег, найден на Урале. Лопатка советская. Её из-под Курска привезли. В окопе выкопали…

Штыки, гильзы, патроны. Мальчишки натаскали с полей сражений на нашем Урале. Правда, патроны я охолостил. Интересно, что в Гражданскую большинство применяемых здесь патронов были английского и американского производства.

Миномёт системы ФР (французско-русский).Наша самоделка. Мы с ним на реконструкции ездим. Ещё один – немецкий, образца 1936 года. Мина рядом – немецкая. Настоящая, учебная. Настоящая немецкая коробка для мин, с поля боя, три мину в ней транспортировались.

Трёхлинейная винтовка. Точная, как все русское оружие. И неприхотливая: бросил в реку, вытащил – работает. До 1962-го стояла на вооружении советской армии. Некоторые стрелки  до сих пор ею пользуются- потому что  безотказная.

Шашка подлинна, 19 век. Карабин системы Симонова. Я с такими в армии служил. Вещь изумительная. Первое оружие, сделанное под патрон образца 1943 года. Он мой ровесник, 1953 года выпуска. Стреляет холостыми патронами, боевыми из него не выстрелишь. Специально сейчас продают, на реконструкциях обычно холостое оружие применяется.

Хранятся у   Федотова и предметы иностранного происхождения: австро-венгерские бляха и фляжка, пистолет системы «Парабеллум», французские бинокль девятнадцатого века и мушкет с трёхгранным штыком восемнадцатого столетия, ружьё – тоже  французское.

-Макет, конечно. Настоящее больших денег стоит. Надеюсь,- говорит Александр Тимофеевич,- осенью съездить с ним на Бородино. Как строевой солдат я уже не гожусь, а вот как ополченец ещё сойду… А это из Германии: на фуражках у них были  такие кокарды. Кружка из Мюнхена. Подлинная германская кепи. Штык к немецкой винтовке «Маузер К-98»  (но изготовлен в Польше в 1927 году)… Эти пять открыток я из Праги привёз. Открытки 1920 года. Писали их с фронта. Французская каска Адриана М15.Подлинная. Видели бы вы, в каком виде она мне досталась! Кусок ржавчины. Оттёр…

Одну пулю Федотов из словацкой деревни привёз. «Я первым,-вспоминает,- выходил из автобуса. Смотрю: на свежем асфальте что-то катается. Поднял- а это пуля от «Манлифера», австрийского ружья».

Есть и редкие экземпляры: наган охолощенный, изготовленный в 1913 году на Императорском Тульском  оружейном заводе, собрание сочинений Ленина 1937 года выпуска под редакцией Вышинского о револьвер «Бульдог» бельгийского производства.

Некоторые предметы найдены в окрестностях Новоуральска. Это и артиллерийские бляхи, и обломки часов, детской серебряной ложечки на зубок и командирского знака 1918 года. Последний найден в Невьянске. В Красной Армии такие носили. Только звезды нет.

- Вот эти патроны от  французской винтовки Лебеля. Откуда они тут взялись, не представляю. Отец рассказывал, что такие  винтовки стояли на вооружении ВОХР… Медная игла со сломанным ушком. Сколько ей лет, сказать не берусь. По-моему, бронзовый век. Случайная находка. Она не круглая, а плоская. И большая. Такими,- обращает внимание Федотов,- можно шкуры сшивать… В районе остановки «Офицерская» в Южном в Гражданскую шли серьезные бои. Находили там и винтовки (только от них одна труха осталась), и патроны. И  мятые согнутые в дугу револьверы, подковы, пуговицы, гильзы, штыки…

Каждый предмет, убеждён Александр Тимофеевич, несёт в себе каплю исторической информации – просто надо уметь его опознать и прочитать, что это.

 

Екатерина Гилязова, «НГГ», № 13, 27 марта 2019г.

Поиск